Ребенок и деньги

Ребенок и деньги Тема воспитания детей — это очень широкая тема, в ней есть разные концепции и порой противоборствующие подходы.
Мы будем говорить только об одном — как привить своему ребенку правильные навыки обращения с деньгами. (Ведь именно этой сферой человеческой жизни я профессионально занимаюсь).
Неопровержимо доказано, что именно родители играют ключевую роль в «денежном» воспитании своих детей. Без их участия ничего путного не получится.
Представим себе такую ситуацию.
Допустим, ребенок в школе посещает уроки по финансовой грамотности. Приходя домой, он видит совсем другую картину — в семье (включая бабушек и дедушек) делают все с точностью до наоборот (не по злому умыслу, а именно из-за отсутствия соответствующих знаний).
Вопрос — кого в этой ситуации будет слушать ребенок, что именно он будет делать и кем он вырастет (финансово успешным или как все вокруг)?
Поэтому я предлагаю Вам:

  1. не пускать эту ситуацию на самотек;
  2. заняться финансовым воспитанием своих детей;

Тем более, что в этом нет ничего сложного, и это не потребует больших затрат времени.

Ребенок и деньги

Как наши дети должны относиться к деньгам? Как мы хотим, чтобы они относились к деньгам? Вопрос не праздный. К нему можно добавить и ряд более конкретных вопросов, например: когда начинать приучать ребенка самому пользоваться деньгами? Надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами? А если не надо, если давать ребенку все, в чем он нуждается, то как же он научится понимать цену денег?
Как этому научить? И когда начинать учить
Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги - это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с ребенком-дошкольником на эти темы уже можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.
Популярная в США книга Д. Нельсена "1001 совет по воспитанию детей" рекомендует начать давать монетки уже двух-трехлетнему ребенку, с тем, чтобы он складывал их в копилку. Утверждается, что тем самым привычка экономить вырабатывается еще до того как она будет осознана. А затем… "Когда ребенку исполнится 4-6 лет, приведите его с копилкой в банк и откройте счет на его имя. Пусть он каждые три месяца делает вклад".
Вряд ли такой совет вдохновит на реальные действия кого-либо из наших российских родителей. Правда, дальше в книге приводятся и более приемлемые советы:
"В возрасте 6-14 лет планируйте вместе с вашим ребенком его расходы. Вы также можете предложить вашему ребенку экономить деньги для того, чтобы пожертвовать их потом нуждающимся. Установите порядок, в соответствии с которым карманные деньги будут даваться только раз в неделю во время семейного собрания. Если ребенок потратит их раньше, у него появится хорошая возможность почувствовать, что значит быть без денег, и тогда он задумается над тем, как решить эту проблему: либо обходиться без денег, либо искать работу для получения дополнительного заработка".
Дети могут иметь карманные деньги с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия - как правило, в младшем школьном возрасте. Именно этом возрасте ребенок начинает осмысливать себя как личность, и первые карманные деньги помогут ему почувствовать себя самостоятельным и независимым, почувствовать себя взрослым. Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.
Первый урок
Не только у ребенка, но и у его родителей должно быть правильное отношение к деньгам. Хоть сейчас и появилось много новых теорий об отношении к деньгам, но деньги прежде всего нужно любить. Обращаться с ними надо уважительно и аккуратно, ежедневно проверяя кошелек, складывать купюры по номиналу, следует научиться копить и экономить деньги. Хорошо бы уметь правильно расставаться с деньгами – с легким сердцем, не сожалея. Если сами родители будут соблюдать эти правила, то и их ребенок получит правильное представление о финансах, будет с умом с ними обращаться.
Хорошо, когда вместе с переходом на "денежные отношения" увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению - значит, дорос и до каких-то домашних дел. И, конечно, сумма, которую мы предназначаем ребенку, зависит от достатка семьи. Если возможности семьи ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с ними справляться.
Очень важно быть честными в детьми относительно семейного бюджета. Ведь когда дети со слезами на глазах упрашивают родителей купить им плеер или кофточку с капюшоном, а родители говорят им что нет денег - это не всегда правда. Но если деньги есть - дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от родителей хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами. Вот ведь что интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и выпрашивают редко и самое необходимое.
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за "просто так" может не захотеть учить историю или мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но предпочтительнее эмоциональное поощрение. Похвала или подарок по случаю окончания учебного года будет очень кстати - как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.
Тратить или копить
Умение правильно распоряжаться финансами – отнюдь не врожденная способность. Это навык, постепенно развивающийся, как и любой другой. Вот почему родители обязаны научить своего ребенка хотя бы основам обращения с деньгами. Подарив сынишке или дочурке копилку, папа с мамой дадут элементарное понятие о том, что деньги можно не только тратить, но и собирать. Копеечка к копеечке, купюра к купюре - и желанная игрушка у малыша в руках. А если предложить собирать деньги на подарок кому-нибудь из близких, то ребенок еще и получит урок щедрости.
Откладывая или, наоборот, тратя карманные деньги, ребенок принимает самостоятельное решение, что для него лучше - купить сразу что-то недорогое или со временем совершить более крупную покупку.
Планируем расходы
Примерно с 7 летнего возраста следует вовлекать ребенка в процесс обсуждения семейного бюджета. Это даст малышу понятие о многих, неизвестных ему пока еще статьях ежемесячных расходов - коммунальные услуги, проезд в транспорте и прочее.
Можно вменить в обязанность ребенку покупать что-то необходимое для дома. Однако не нужно сердиться в случае промаха, ведь он только учится. Привлекая ребенка к обсуждению крупных покупок, надо с максимальной серьезностью выслушивать его советы, ведь мнение всех членов семьи одинаково важно. Только так можно научить ответственному отношению к деньгам. Однако и "перегибать палку", укореняя в сознании ребенка особое отношение к деньгам, не нужно. Он должен понимать: счастье – не в деньгах и не в их количестве.
Требовать ежедневный отчет о потраченных деньгах нельзя. Нет, контроль, конечно, необходим, но он должен быть ненавязчивый. Если ребенок потратил деньги неразумно, нужно воспользоваться случаем, чтобы обсудить с ним приемлемые способы использования его личных финансов. Если позволить малышу проявить инициативу и собственноручно немного заработать, то он намного быстрее узнает истинную цену деньгам, будет экономнее и разумнее в финансовых вопросах.
"Я зарабатываю сам!"
Если у ребенка никогда не было своих денег, ему негде было научиться правильно и спокойно к ним относиться. Ведь все семейное воспитание в этом вопросе направлено только к одному: чтобы ребенок усвоил, что деньги не цель, а средство! Карманные деньги — оберег от нищенства и воровства.
Подросток ворует, подросток выманивает деньги у одноклассников и товарищей, забросив школу, пытается наняться в ларек… В большинстве случаев это результат неправильного воспитания - и не только в отношении денег. Часто дети начинают воровать в том случае, когда ограничено их "жизненное пространство", когда нет необходимой доли свободы. Например, один мальчик воровал, потому что… не имел своего угла: в доме не было такого места, где бы он чувствовал себя полновластным хозяином, защищенным от любых вторжений — даже самых благожелательных. Воровство оказалось для него способом решить именно эту проблему: и чужой карман потихоньку становился его личным пространством.
Другой вопрос — позволить ли ребенку подрабатывать? Безусловно — да, лишь бы не в ущерб здоровью и учебе. Вместе с сыном или дочерью выстройте систему приоритетов, поищите способ зарабатывать, фигурально выражаясь, не ногами, а головой. Кстати, обратите его внимание на то, как в каждом деле ценится труд квалифицированного специалиста.
Вообще следует внимательно отнестись к поведению вашего малыша, вступающего в мир денег. Именно дружелюбное понимание со стороны взрослых позволит ему избежать психологических комплексов на почве денег, которые, как известно, закладываются в детстве.
Источники информации:

Читайте также: