Научите ребенка распоряжаться деньгами

Ребенок и деньги. Как распоряжаться деньгами
Проблема «ребенок и деньги» волнует родителей независимо от материального состояния семьи. Ведь современные дети очень быстро улавливают связь между деньгами и возможностью удовлетворения своих желаний.
Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда ребенок просит вас купить какую-либо вещь, а вы при этом не можете удовлетворить его желание. Взрослые ведут себя в такой ситуации по-разному. Кто-то снисходительно удовлетворяет все детские капризы, а кто-то их игнорирует. Однако такие реакции на требования ребенка, хотя иногда и необходимы, но опасны.
Задача родителей:

  1. избежать двух крайностей: чтобы ребенок не вырос расточителем или скрягой;
  2. избежать возникновения подобных ситуаций.

А для этого надо научить ребенка как распоряжаться деньгами и нести ответственность за то, как они потрачены.
С раннего детства, а именно с 2-3 лет, ребенок уже имеет элементарные понятия о деньгах. Ему известно, что все, что у него появляется, было приобретено за деньги. Он знает, что, когда деньги есть - это хорошо, а когда их нет – плохо. Спустя определенное время, пойдя в первый класс, он знакомится с деньгами еще поближе, ведь теперь он должен самостоятельно покупать, например, булочку на обед. Кроме того, ребенка еще поджидает невероятный соблазн купить что-то самому, то есть почувствовать себе действительно самостоятельным. Родители решают данный вопрос по-разному: одни дают небольшие карманные деньги, другие наоборот балуют сравнительно крупными суммами, а некоторые просто заворачивают ребенку бутерброд. Как же в действительности правильно поступать?
По мнению специалистов, ребенок в 6 лет уже должен иметь определенные карманные деньги, при чем независимо от своего поведения или успеваемости. Ведь именно так появляется опыт обращения с деньгами.
Совсем иной вопрос, сколько же школьнику нужно давать денег? Однозначно ответить нельзя. Все зависит в первую очередь от материального благополучия семьи. Важно лишь чтобы ребенок понимал ценность той суммы, которую ему выделяют. То есть он должен знать, что родители, чтобы дать ему эти деньги, потратили свои силы и время.
На первых этапах имеет смысл выдавать небольшие суммы денег каждый день и контролировать расходы. Однако не пересекайте черту, иначе по причине чрезмерного контроля утратится смысл владения карманными деньгами. Ребенок должен учиться даже на ошибках. Согласитесь, лучше ошибиться в 8 лет, когда финансовые потери незначительны, чем в 18 или 20, когда можно попасть в большие неприятности.
Выдавайте ребенку деньги ежедневно по частям, если он не может сдержаться, чтобы не потратить все полученные от вас деньги. Дайте ребенку, например, 100 рублей, но чтобы деньги были не одной купюрой. И нужно поставить перед ним задачу, чтобы он распределил деньги так, чтобы часть суммы до следующей недели сохранилась. В самом начале ребенку нужно помочь в правильном распределении денег. И если вы будете взаимно понимать друг друга, то ваши усилия не будут потрачены зря. Вы затем увидите, что ребенок научился распоряжаться деньгами и принимать правильные решения.
У ребенка часто возникает импульсивное желание купить то, что в данный момент не особо важно, свойственно это подросткам 12-14 лет. Предложите ему отложить покупку с условием, что вы добавите нужную сумму через две недели. Он обязательно согласится, добавленная сумма должна быть не более 10 процентов от стоимости покупки.Обсуждайте это не в местах торговли, не перед тем как на кассе зарегистрирует покупку, чтобы не усилить желание купить. Вам нужно быть последовательными и непоколебимыми. Для вас может быть будет удивлением, но дети чаще всего спокойно отказываются от покупки. Это научит ребенка сдерживать свои желания и не надеяться на снисходительность.
Перед тем, как дать ребенку определенную сумму, нужно убедиться, что он представляет, какая это сумма, и что за нее можно купить. Для этого нужно посчитать с ним, что за данную сумму он может взять, например, пакетик сока и две булочки. А для того, чтобы ребенок действительно получил финансовый опыт, он должен научиться самостоятельно принимать решения. Родители, конечно, могут посоветовать, как правильно распорядиться деньгами, но окончательно решить, на что их потратить, ребенок должен сам.
Ребенок должен знать, что деньги зарабатывают трудом. Но при этом "платить" ему за хорошие оценки или за помощь по дому нельзя. Во-первых, есть риск потери ценности и цели учебы, а во- вторых, у детей будет развиваться неправильное представление о семейных отношениях, и за бесплатно они и "пальцем не пошевелит". Но, если вы считаете необходимым платить ребенку за работу, то хотя бы выберите домашнюю работу, которая обычно не входит в его повседневные обязанности ребенка (такие, как заправка постели, мытье посуды, уборка в своей комнате...).
Расскажите ребенку, что такое семейный бюджет. И почему денег не хватает на все:
- Семейный бюджет – это все деньги, которые мы получили в этом месяце из разных источников дохода, я и папа.
Деньги можно заработать, ходя исправно на службу, можно выиграть, можно получать от инвестиций и из прочих мест. Есть очень много способов получения доходов.
Очень важно, чтобы это были честные и законные способы. Так как тех, кто добывает деньги незаконным путем, садят в тюрьму. Мы с папой работаем. И наш доход, это наша общая заработная плата за месяц. Эти деньги мы уже делим на части.
Первая и самая важная - это наши ежедневные расходы, самые необходимые.( И тут включайте ребенка в игру, спросите его, как он думает, что у вас самое необходимое и помогайте сами. Так ребенку легче это усвоить).
В нашей семье это – коммунальные услуги, питание, оплата расходов за школу и за детские кружки, одежда, лекарства.
Вторая часть, например, на необходимые изменения по дому, на ремонт, на интерьер.
Еще часть на кабельное телевидение, Интернет и литературу.
Часть на развлечения. Допустим, на посещение кинотеатра, кафе, парка и прочее.
Мы не можем урезать первую часть, т.к. она необходима. Но вот остальные части урезать можем. Допустим, в один месяц не тратим на развлечения, а все потратим на ремонт. Или разобьем часть, которая для развлечений и будем откладывать на отпуск. И так далее.
Не бойтесь говорить с детьми про финансовое состояние семьи, планировать с ними семейный бюджет. Если вы решили потратить деньги на праздник, поездку для всей семьи, или планируете новую покупку для вашего дома, дайте возможность ребенку поучаствовать в планировании. Аргументировано объясняйте ,что ваш бюджет предназначен для покупки конкретной вещи для Вашей семьи. Убедитесь, что ребенок  понимает, что деньги не должны быть потрачены из бюджета.
Способность молодых людей управлять своими финансами зависит от полученного в детстве опыта, как распоряжаться деньгами, насколько приучали их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовые дела семьи. Ведь умения, как известно, формируются непосредственно во время действия и его неоднократного повторения.
Много вопросов, связанных с деньгами, которые можно и нужно начинать обсуждать с детьми как можно раньше, постепенно переходя к более сложным вещам, к таким как «Как же добиться того, чтобы тебе на все хватало»?
Воспитывать финансовую ответственность помогают совместные расчеты расходов. Попросите ребенка составить список вещей, которые ему хотелось бы иметь, и вместе подсчитайте, сколько это будет стоить. Потом сравните полученную сумму с доходами и другими расходами семьи и подумайте вместе, какие покупки действительно необходимы, а с какими можно и подождать, а без чего и вообще обойтись. Если время от времени будете делать такие подсчеты с детьми, у них сформируются умения рационального потребления, умения соотносить потребности с возможностями и управлять собственными желаниями. Ведь искусство как распоряжаться деньгами в первую очередь состоит в умении контролировать свои желания. И, чем хуже мы понимаем собственные желания, тем менее эффективно можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, необходимыми для их удовлетворения.
Очень важно научить ребенка рационально распоряжаться теми средствами, которыми он владеет. Мы не можем тратить больше, чем мы зарабатываем. Если мы будем так делать, то окажемся в долгах. А это тяжкое бремя. Дети должны понимать, что такое деньги, откуда они берутся и как ими распоряжаться.
Объясните ребенку, что экономия денег имеет решающее значение и может помочь в трудные периоды жизни.Научите ребенка вносить небольшие корректировки при расходовании собственных денежных средств, чтобы он мог сэкономить деньги и использовать их при необходимости. Предложите завести копилку, в которую он будет складывать карманные деньги, а, когда копилка наполнится, вы сможете поощрить ребенка некоторой денежной "премией".
Поощряйте желание ребенка 15-16 лет поработать и зарабатывать, не на еду и одежду конечно. Это вы и сами ему купите, а вот для покупки компьютера, можно и поработать. Обязательно добавьте недостающую часть для приобретения.
Если вы сами по какой-то причине не умеете достаточно грамотно распоряжаться деньгами, не отчаивайтесь. Начинайте учиться прямо сейчас и учите своего ребенка. Жизнь так быстро меняется, что ежедневное обучение является жизненной необходимостью. На наше счастье сейчас нет недостатка в учителях и учебных пособиях. Магазины завалены литературой, Интернет завален статьями. Читайте, общайтесь с другими людьми, это все на пользу вам и вашему ребенку.
Подведем итог. Вот некоторые из способов обучения как распоряжаться деньгами:

  • привлекайте ребенка к участию финансового планирования затрат семьи;
  • вместе совершайте покупки;
  • выделяйте своему ребенку еженедельно средства на личные расходы (это очень важно);
  • научите ребенка экономии, чтобы он накапливал личные деньги;
  • вместе посещайте банки, а также вместе с ребенком попробуйте заняться инвестированием, дайте ему возможность вкладывать свои деньги для их увеличения;
  • играйте вместе с ребенком в различные экономические игры (подобие монополии);
  •  платите ребенку за выполнение различных дополнительных обязанностей;
  • приступая к новому делу, исключите слово – попытаюсь, все сомнения долой и следуйте к цели уверенно, "выкиньте" из головы мысли о возможных неудачах в своих начинаниях (если этого не сделать, мы изначально обрекаем себя на провал).

О простой системе управления деньгами для детей читайте на сайте "Экономическая библиотека онлайн"
И относиться родителям к проблеме «ребенок и деньги», как и к другим вопросам, связанным с развитием ребенка, необходимо серьезно и ответственно.

Читайте также: