Интернет-шоппинг в России
В последнее время все более популярным в России для многих модниц и модников становится интернет-шоппинг, который открывает больше возможностей: это экономит и деньги, и время. К тому же иностранные и российские сайты предлагают гораздо более разнообразный ассортимент, чем обычные магазины.
Но у России свой особый путь, и это касается не только политики и общественного устройства, но и интернет-шоппинга.
Например, в отличие от большинства развитых стран, в России огромное количество приобретений через интернет производится посредством совместных покупок. В этом случае человек оформляет заказ не в интернет-магазине, а у так называемого организатора, который собирает всех желающих и кооперирует их в один заказ. Изначально совместные покупки создавались как способ разделить на участников дорогую доставку, но сегодня именно организаторы помогают не столь искушенным в интернет-шоппинге пользователям заказывать товары в интернет-магазинах.
Что же такого особенного в жизни российского любителя интернет-покупок и с какими трудностями приходится сталкиваться интернет-магазинам?
Интернет-шоппинг в России
По данным исследования, проведенного агентством Data Insight и процессинговым центром PayU, 25 млн. россиян от 18 до 65 лет когда-либо покупали товары через Интернет, что составляет около 38% совокупной (месячной) российской интернет-аудитории, достигшей в 3 кв. 2013 года, по данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), 66,1 млн. взрослых пользователей. Но регулярными онлайн покупателями, по данным того же ФОМ, можно считать лишь 18% постоянной (суточной) российской аудитории Интернета, которой за последний месяц приходилось покупать, заказывать товары/услуги в интернет-магазинах, что составляет около 9,5 млн. пользователей.
Что представляет собой сегодня регулярная российская аудитория интернет-магазинов показывает исследование активной (недельной) аудитории интернета, проведенное информационным каналом Subscribe.Ru и компанией Digital Research.
В онлайн опросе приняли участие 1419 российских пользователей, хотя бы раз в своей жизни приобретавших товары или услуги через Интернет, в том числе, 23% совершивших 1-2 покупки, 24% совершивших 3-5 покупок, 35% совершивших 6 и более онлайн покупок за последний год.
Средняя сумма (включающая расходы на доставку), которую потратили на последнюю онлайн покупку российские интернет-пользователи, составила 8255 рублей РФ или 327 USD, но наиболее распространенной в прошедшем году была покупка с чеком на сумму около 3000 рублей РФ или 100 USD.
Большинство респондентов, совершавших в прошедшем году покупки в интернет-магазинах, проживают в Центральном федеральном округе (около 30% от числа всех интернет-покупателей), в том числе, в Москве (12%), в Приволжском (19%), Южном и Северо-Кавказском (14%), Сибирском (13%) федеральных округах. В меньшей степени представлены Северо-Западный федеральный округ (11%), в том числе, Санкт-Петербург (4%), Уральский (9%) и Дальневосточный (4%) федеральные округа.
Интернет-пользователи, совершавшие покупки, сегодня сосредоточены не только в городах с населением более 1 миллиона человек (23% от числа всех интернет-покупателей), но и в городах от 500 тыс. до 1 млн. жителей (22%), а также в городах от 100 тыс. до 500 тыс жителей (27%). Наименьший вклад в аудиторию онлайн покупателей пока дают города с населением менее 100 тыс жителей (16%), поселки городского типа (8%) и села (4%).
По показателю проникновения интернет торговли лидерами остаются Москва и Санкт-Петербург: 95-97% пользователей Интернета, проживающих в них, совершали онлайн покупки когда-либо, в том числе, 91-94% - в прошедшем году. Для прочих крупных городов России эти показатели составляют 92% и 87%, для средних городов - 86% и 83%, для поселков городского типа - 82% и 80%, для сел - 72%.
Москва и Санкт-Петербург являются также абсолютными лидерами по показателю вовлеченности в интернет-торговлю: за последний год более 5 покупок онлайн совершили не менее 52% столичных интернет пользователей. За ними следует прочее население Центрального и Северо-Западного федеральных округов (42%), а также население средних и крупных российских городов в целом (39%); тогда как в остальных регионах и населенных пунктах более 5 онлайн покупок за год совершили 31-35% проживающих там интернет-пользователей.
Укажите все товары или/и услуги, которые Вы приобрели в рамках последней вашей покупки через Интернет?
(Доля в % от числа совершавших онлайн покупки в прошедшем году)
- Оплата услуг связи и/или интернета 35,1%
- Одежда, обувь, аксессуары 32,3%
- Услуги банков и/или платежных систем 25,3%
- Книги, альбомы, печатные и онлайн-издания 21,6%
- Бытовая техника 21,5%
- Парфюмерия, косметика 19,1%
- Компьютерная и офисная техника, комплект 18,0%
- Авиа, ж/д билеты, бронирование 17,9%
- Средства мобильной связи 17,7%
- Бытовые товары и услуги 15,7%
- Игрушки, товары для детей 15,3%
- Программное обеспечение, игры 15,2%
- Подарки, сувениры, цветы 13,1%
----------------------------------------------------------
- Аудио-видеотехника 9,8%
- Билеты на концерты, в кино и др. 9,5%
- Спорттовары 6,8%
- Авто- мото техника и запчасти 6,6%
- Туристические путевки, визы, бронирование 6,5%
- Лекарства 6,3%
- Аудио-видео кассеты, CD, DVD 6,1%
- Канцелярские товары, расходные материалы 5,6%
- Фототовары 5,3%
- Продовольственные товары 3,9%
- Услуги финансовых и/или страховых компаний 3,7%
- Стройматериалы 2,3%
- Табачные изделия 1,0%
- Спиртные напитки 0,9%
- Другие товары и/или услуги 4,8%
Самые востребованные покупки в сети - одежда, обувь, аксессуары; их приобретали в прошедшем году около 32% интернет-покупателей. Далее идут книги, альбомы, печатные и онлайн-издания (22%), бытовая техника (22%), парфюмерия, косметика (19%), авиа, ж/д билеты (18%), компьютерная и офисная техника, комплектующие (18%), средства мобильной связи (18%), бытовые товары и услуги (16%), программное обеспечение, игры (15%), игрушки, товары для детей (15%), подарки, сувениры, цветы (13%), аудио-видеотехника (10%), билеты на концерты, в кино (10%).
Самые распространенные расчеты за услуги - оплата мобильной связи и/или интернета (35%), услуг банков и/или платежных систем (25%).
Отвечая на вопрос: "Какому типу Вы бы отнесли интернет-сайт, с помощью которого совершили свою последнюю покупку?", большинство интернет-покупателей (56%) указали интернет-магазин полного профиля (торговый портал) или сайт компании, на котором принимаются заявки от покупателей (21%). Около 8% интернет-покупок были сделаны на интернет-аукционах типа eBay, Молоток.Ру, Барахолка.Ру, еще около 4% - на сайтах, созданных для продвижения одного-двух товаров.
Среди способов доставки совершенной покупки преобладали доставка национальной/международной почтовой службой (31% от числа всех доставленных покупок) и собственной курьерской службой магазина (23%). Около 23% покупавших выезжали за товаром самостоятельно или посылали своего представителя. Доставкой цифровых товаров по телекоммуникационным сетям воспользовались 8% покупателей.
Наиболее распространенными формами расчетов были оплата по банковской дебетовой/кредитной карте (30% от числа всех оплаченных покупок) и наличными курьеру при доставке (28%). Наложенный платеж в почтовом отделении при получении использовали 15%, оплату цифровыми деньгами, электронной наличностью - 10%, банковский перевод (предоплату) на расчетный счет интернет-магазина - 6% покупателей. Почтовый/телеграфный перевод (2%), онлайновые платежные системы типа ASSIST (2%), лицевые счета интернет-магазинов (2%), платежи с помощью SMS (1%) применялись российскими интернет-пользователями крайне редко.
Детальный анализ последней совершенной респондентом покупки показал, что 78% интернет-покупателей уже не первый раз пользовались услугами данного магазина. При этом, 91% среди повторных покупателей полностью остались довольны его работой, а 47% планируют и далее совершать в нем покупки.
Напротив, среди тех, кто совершал в указанном интернет-магазине свою первую покупку, 11% столкнулись с проблемами при оформлении или/и получении заказа и в результате только 28% планируют в будущем покупать там что-либо.
Эти данные свидетельствуют о том, что популярные интернет-магазины уже обрели свою лояльную аудиторию и новым магазинам светит успех лишь при наличии более выгодных коммерческих условий.
Воспользуетесь ли Вы вновь услугами этого Интернет-магазина, когда будете покупать товар или услугу,
входящие в ассортимент этого магазина?(Доля в % по группам покупателей)
Остались ли Вы довольны работой этого Интернет-магазина?
Да, все устроило Нет, были проблемы
в том числе, покупатели: повторные первичные повторные первичные
- Воспользуюсь именно этим магазином 50,0% 31,5% 7,1% 3,1%
- Воспользуюсь при отсутствии значительно
более выгодных условий 36,5% 46,2% 51,8% 59,4%
---------------------------------------------------------------------------------
- Затрудняюсь ответить 2,0% 8,8% 12,5% 6,3%
---------------------------------------------------------------------------------
- Воспользуюсь только при предоставлении
самых выгодных условий 11,5% 13,1% 23,2% 12,5%
- Не воспользуюсь не при каких обстоятельствах 0,1% 0,4% 5,4% 18,8%
Каким образом осуществляется коммуникация между покупателем и интернет-магазином?
Для оформления и подтверждения заказа интернет-покупатели чаще всего использовали заполнение формы на сайте магазина (68% от числа совершавших покупки) и/или электронную почту (41%). Около 18% покупавших должны были связываться с оператором по обычному или сотовому телефону и очень немногие воспользовались интернет-телефонией (3%), ICQ или иными службами коротких сообщений (3%).
В числе основных источников информации о самом интернет-магазине интернет-покупатели назвали поисковые системы (44%), интернет-рекламу (25%) и рекомендации друзей, родственников (23%). Меньшее значение для них играли интернет-форумы, блоги, социальные сети (16%), специализированные каталоги (12%), электронные рассылки (9%) и реклама в традиционных СМИ (7%).
Что касается информации непосредственно о приобретенном товаре/услуге, то ее основными источниками были, в первую очередь, сами интернет-магазины (51%) и различные онлайн-каталоги (23%), в меньшей степени - интернет-реклама (16%), интернет-форумы, блоги, социальные сети (15%) и электронные рассылки (13%).
Какой из указанных каналов коммуникации Вы бы предпочли для получения новостей, специальных предложений
и другой информации от интернет-магазинов, которыми Вы обычно пользуетесь?
(Доля в % от числа онлайн покупателей)
- E-mail-рассылка 76,6%
------------------------------------------
- Публикация новостей на сайте 9,8%
- SMS/MMS - рассылка 4,1%
- Телефонный звонок 0,8%
- RSS-канал 0,7%
- Затрудняюсь ответить 2,0%
------------------------------------------
- Не хочу получать такую информацию 6,0%
Контакты интернет-магазина со своей аудиторией не завершаются после совершенной интернет-пользователем покупки. Только 22% респондентов, из числа покупавших что-либо в интернет-магазине, не получали от него в дальнейшем какой-либо информации. Напротив, 64% получали ту или иную коммерческую информацию с помощью E-mail рассылки (которая является предпочтительным способом связи для 77% интернет-покупателей), 5% - по телефону, а 9% - иными способами. К последней относились, в первую очередь, новости об интернет-магазине (58%) и его ассортименте (42%), приглашения к специальным акциям (43%) и персональные предложения товаров и/или услуг (33%).
Источники информации: